?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Про монаха Фотия
den_axa
(без названия)

С иеромонахом Фотием (Мочаловым) мы друзья, и было время, виделись каждый день. Ходили вместе на службы, молились, делали книжку про монастырь, для которой отец Фотий снимал замечательные фотографии, записывали клип против абортов для всероссийского фестиваля в защиту нравственности, жарили картошку и разговаривали о важных и интересных, как нам казалось, вещах. Хотя я бывал в его келье, где у него стоит звукозаписывающая студия, и он подарил мне все диски со своими песнями, я люблю отца Фотия не за прекрасный голос. Мало ли у кого какие таланты, и кто чем занимается? Для меня он – монах, тот, кто любит Христа больше всего на свете. А когда человек со Христом, это видно невооруженным глазом, поет он или ямы копает. Любовь и благодушие сочится из него, как нектар из перезревшего арбуза. Вроде бы общаешься – ничего особенного, а на душе легко и птицы поют.
Когда я стал работать в издательстве Пафнутьева Боровского монастыря, где отец Фотий занимался дизайном и версткой, фото и теле съемкой, мы виделись почти каждый день, но первый раз поговорили месяца через три после знакомства. Поначалу отец Фотий со мной все время молчал. Присматривался, чтобы я чего-нибудь эдакого не выкинул. Светский человек в монастыре бывает опаснее курсанта за рулем на машине без тормозов. Бывало, придет, вежливо поздоровается, и за компьютер. Проверит почту, поработает, и также тихо уходит. Первый раз заговорил со мной из-за лампадки, которую я любил зажигать перед  работой. Дионисий, простите! Но так лампадку нельзя зажигать! Вы фитилек сильно выставили, он у вас коптит и быстро потухнет! И показал, как надо. Я смотрел на маленькое ровное пламя лампадки и думал: Вот зануда!
Или вот: Отец Фотий, в монастырском саду яблоки поспели, пойдемте собирать! Он удивленно смотрит и качает головой: Дионисий! У нас традиция – до Яблочного Спаса яблоки не есть! Простите, но я не могу с вами пойти.  И будьте уверены, хоть режьте его – до Преображения он яблоко в рот не возьмет.
Как-то случилось мне прибираться в редакционных шкафах. Смотрю, красивый фирменный пакет Hugo Boss, в котором новенький пуловер. Спрашиваю чей? - никто не признается. Приходит отец Фотий. С сомнением смотрит на пакет, потом смеется: Это же мой пуловер! Как подарили, я положил в шкаф и забыл. Смотрит на меня радостными глазами и говорит: Дионисий, а давайте, я вам его подарю! И не вздумайте отказываться! Вы на разных пресс-конференциях бываете, с людьми общаетесь, вам надо красиво выглядеть!

(без названия)
на фото: отец Фотий со своим духовным отцом, известным на всю страну духовником и далеко за ее пределами схиархимандритом Власием (Перегонцевым)

Но по-настоящему я узнал отца Фотия, когда у меня случился конфликт с одним важным и влиятельным в монастыре человеком, из-за чего я сильно переживал. Мягкий и кроткий отец Фотий неожиданно для всех как лев бросился на мою защиту, чем растрогал меня до слез. Дело дошло до настоятеля, но своего мнения отец Фотий не поменял, а написал этому человеку письмо, где подробно и прямо высказал свои аргументы по этому делу. Я говорил: Отец, отступись, зачем тебе лишние проблемы? Он мотал головой и твердил: Нельзя с людьми не по-божески, нельзя!
А еще он до невозможности патологически вежлив. В его лексиконе обращения «ты» просто не существует. После «Черкизона» привычного хамства за стенами монастыря, такое отношение настораживает и смущает, а потом привыкаешь. Сначала я думал, что так только со мной, а потом увидел, как он общается с друзьями-монахами, и успокоился.
Как-то один старый опытный монах сказал мне, что человек с оголенной совестью физически не переносит неправду и несправедливость и для окружающих, как камешек в ботинке: Бог его любит, а люди гонят. Еще больше мир ненавидит кротких. Самим фактом своего существования они служат немым укором звериным нравам, царящим в мире. В волчьей стае, если волк не хочет грызться за место под солнцем, его изгоняют из стаи, а в школе просто бьют. Среди одноклассников будущий иеромонах, а тогда мальчик Витя, был изгоем, над которым постоянно издевались и били. А как такого не бить, если он сдачи не сдает? Разве можно спокойно пройти мимо мальчика, которого не интересует футбол или игры в «войнушку», а природа и музыка, да еще классическая? Ах, ты у нас такой правильный!? А вот поставлю тебе синяк под глазом, и будешь не таким правильным!

(без названия)

Не принятый сверстниками, он находил покой на природе, и до сих пор с трепетом вспоминает маленький поселок Васильсурск, что на Волге в Нижегородской области, где с родителями проводил каждое лето. Глядя на волжские просторы, мальчик забывал обо всех невзгодах и оставался один на один с пронзительным ощущением свободы и бесконечного счастья…
О Боге он стал задавать вопросы очень рано, а в семь лет потащил маму в Церковь, чтобы окреститься. Он был уверен, что только так можно стать ангелом и подружиться со Христом и когда окрестился, неделю ходил как именинник. Но на этом его воцерковление остановилось:  родные, хоть и были людьми крещенными, но как большинство вокруг в Церковь не ходили. Это сейчас его мама – регент православного храма в Германии, а тогда религиозным исканиям сына родители удивлялись и только качали головой.
Спустя пять лет его педагог по вокалу из музыкальной школы взял его в детский православный лагерь.  Лагерь был при воскресной школе одного храма, там впервые он стал ходить на литургию и петь на клиросе. Церковное пение и служба в храме так ему понравились, что по возвращении домой  он стал учить молитвы и купил первые маленькие иконы. Мама сразу заметила в сыне сильные перемены: он стал каким-то праздничным, окрыленным. Каждое утро и вечер старательно читает молитвенное правило, а еще жжет ладан на ложке….
Детская чистая вера нежна как цветок и беззащитна перед ветрами жизни: спустя какое-то время молитвенный пыл мальчика угас. К тому же Виталий поступил в музыкальное училище, свободного времени почти не осталось, и дорога к храму начала потихоньку забываться. Но его мудрая мама, которая всерьез восприняла духовные увлечения сына, стала воцерковляться, читать духовную литературу и ходить в храм. И раз в месяц причащалась и убедила его поступать также. Иначе, какие же мы христиане, если будем жить без Христа?
В период рыночных потрясений семья решила уехать на постоянное жительство в Германию. Вместе с родителями и братом, Виталий оказался в маленьком Кайзерслаутерне, рядом с которым был приход (действует и сейчас) святого великомученика и целителя Пантелеймона. Они ездили с мамой на службы, а когда православный приход открылся у них в городке, стали ходить туда. У прихода не было постоянного места,  молебны и службы совершались в помещениях, за которые не брали деньги, например, в зале католического общинного дома, где ставили импровизированный престол и служили по православному чину. В импровизированном храме Виталий читал «Апостола», пел на клиросе и пономарил.
Когда он стал помогать на православном приходе в соседнем городе Саарбрюкене забытые детские переживания от первой молитвы и общения с Богом, вдруг ожили в его сердце. Это было такое радостное и сильное чувство, что с группой паломников он поехал в Россию в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. А там преподобные Иов и наш современник, преподобный Амфилохий и настоящие монастырские послушания! Находиться рядом с великими святыми ему очень понравилось, а послушания нет. Подумал тогда: монастырь — это не мое, слишком тяжело.
Но по возвращении домой, внимательно с размышлением перечитал все Евангелие, а еще жития Амвросия Оптинского и Иосифа Оптинского. Оптинские старцы открыли ему новую, скрытую от мира жизнь православного подвижничества и аскезы. Эта жизнь была такой реальной и притягательной, что он решил вернуться на Родину и стать монахом.
Кроме трудов на православном приходе, Виталий учился играть на органе в одном католическом храме, где подавал большие надежды. Учитель-католик, был человеком душевным и все понял. Только сказал на прощанье: Смотри, чтобы не получилось так, что орган ты забросил, но никуда не поехал и ничего другого не начал…. Как часто прекрасные порывы души становятся причиной жестоких разочарований и жизненных катастроф.
Он слушал учителя и думал, что пришло время выбирать: благодать Святого Духа или мирские богатства: слава, деньги, цветы и всеобщий почет. Не полагаясь на себя, юноша решил поговорить о выборе жизненного пути с человеком высокой духовной жизни и ему посоветовали поехать в Пафнутьев Боровский монастырь, к известному на всю Россию духовнику, схиархимандриту Власию (Перегонцеву). Когда Виталий приехал, батюшка был в отъезде, и несколько месяцев он ходил на службы, трудился, молился и размышлял о своем будущем. Пока ждал батюшку, решил для себя: как он скажет – так и поступлю. Когда настала долгожданная встреча со старцем, тот его внимательно выслушал, а потом сказал: Оставайся! Он принял его слова за волю Божью и остался.
Узнав о его решении стать монахом, отец расстроился, а мама благословила. Видя непреклонность сына, скрипя сердцем, глава семьи все же его отпустил, но напутствовал словами: Не поминай лихом! В общем, прощался навсегда. Теперь отец Фотий молится за своих родителей перед Престолом Божьим и в тишине монашеской кельи.
Дивны дела, Твои, Господи! Как скроюсь от лица Твоего, всюду Ты! Он жил среди храмов и монастырей, а потом уехал навсегда, чтобы вернуться на Родину и стать монахом.
Многие идут в монастырь от неустроенности жизни или личных проблем и очень редкие от любви к Богу и желанию посвятить свою жизнь Христу. Он уехал из сытой Германии и вполне благополучной жизни, в которой он планировал поступать в Высшую школу музыки по классу органа, чтобы отдать себя Богу и быть с Ним. Родные, любимая музыка – все это он похоронил в своем сердце, оставив его для одной единственной радости, переполнявшей его – общению с Богом.

(без названия)

Молодой послушник приготовился в монастыре к самым суровым испытаниям и тяжким неподъемным трудам, и был потрясен, что монастырская жизнь ничуть не препятствовала любимому занятию музыкой, с которой он думал, что распрощался навсегда! Но промыслом Божьим настоятель  благословил его петь на клиросе, а потом направил на занятия к известному педагогу в Москву. Так талант, данный ему от рождения, Господь обратил ему на служение и благо для Церкви. Преподаватель научил его правильно петь и поставил голос. Спустя годы, он уже сам приезжает в Боровский монастырь и занимается со своим учеником. Сегодня в репертуаре отца Фотия не только церковные произведения, но и сложные оперные арии, русские народные песни и романсы. С братией он выступает в ДК и школах, филармонии, больницах и перед ветеранами. А еще снимает замечательные документальные фильмы, которые получают первые места на разных конкурсах и милые невероятно смешные ролики для друзей. Только ему в голову может прийти идея из кадров монастырской хроники сделать клип на юбилей известного иеромонаха, где именинник пасет телят, работает на огороде и тащит по улице холодильник под песню группы «Любэ» «Такая работа», в исполнении отцов-молитвенников, преподавателей воскресных школ, шоферов, трудников, детей  и много кого еще (всего около сорока человек). На премьере отцы рыдали от смеха…
Или снять ролик про «Доширак» и с самым серьезным видом опрашивать старожилов монастыря и именитых батюшек, как они его едят.

(без названия)

С ним вообще, не соскучишься. Когда Святейший приезжал в Калугу на празднование 650-ти летия священномученика Кукши, просветителя вятичей, отец Фотий должен был выступать перед Патриархом с сольной программой, для чего ездил в Калугу на репетиции. Как-то раз он опоздал на электричку и решил ехать на машине. Все водители были заняты, и он решил ехать сам – благо сдал на права неделю назад. Я понимаю, что его одного на федеральную трассу отпускать опасно, и говорю: Отец Фотий! Я поеду с вами, но у меня нет сейчас прав, поэтому не вздумайте разбиться! Не моргнув глазом, он отвечает: Что вы! Вам ведь еще нужно газету выпустить, а мне перед Святейшим выступать. Нам нельзя разбиваться! Пошли, благословились у раки преподобного Пафнутия и поехали. Всю дорогу я расспрашивал своего друга про жизнь в Германии и его пути в монастырь, он рассказывал, и время от времени сокрушался, зачем я его отвлекаю? А пока вы заняты приятными воспоминаниями, отец Фотий, вы забываете о волнении и ведете машину, как заправский шофер. Он говорит: А ведь, правда! И смеется, как ребенок. На репетицию мы приехали вовремя и на удивление монастырских водителей никуда не врезались…

(без названия)

Когда я узнал про его участие в шоу «Голос», зная отца Фотия, ничуть не удивился. Мы не раз обсуждали с ним разные миссионерские проекты, которые могли быть интересны современным людям. Тем более что все его концерты для широкой публики, на которых он исполнял церковные произведения, классическую оперу или народные песни, всегда проходили на «ура». Я включил телевизор и внимательно посмотрел его выступление в полуфинале.
Это была лучшая проповедь для 140 миллионов Великой Прекрасной страны, которую услышали и поняли все, кто это видел. Даже те, кто о Церкви слышать ничего не хотел, были потрясены. И не только в России. Запись с его выступлением уже выпущена во Франции (с комментариями на французском), Германии и других странах.
Мы веселились, плясали и бездумно прожигали свою жизнь, вдруг пришел какой-то монах и рассказал о другом, Высшем мире, о любви и смерти, о быстротечности жизни, Боге и вере. Среди сотен комментариев, что я прочитал, особенно запомнился один: После того, как посмотрела выступление отца Фотия, первый раз за много лет я плакала и не могла остановиться. Давно не была в Церкви, а завтра пойду! Как звон колокола разбудил…

(без названия)
на фото: Отец Фотий с образом чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Калужская во время небесного крестного хода в День празнования памяти преподобного Пафнутия, Боровского чудотворца.

Но были и другие комментарии…. Всем тем, кто считает недопустимым появлением православного монаха на Первом канале, да еще в шоу «Голос», который, наверное, транслируется на Луну, где ни их бабушки, ни их жены и дети его не смотрят, мне хотелось бы напомнить, что отец Фотий ничего не делает без благословения настоятеля монастыря, епископа Тарусского Серафима (Савостьянова), своего духовного отца, известного на всю Россию и далеко за ее пределами, духовника Пафнутьева Боровского монастыря и Калужской митрополии схиархимандрита Власия (Перегонцева) и главы Калужской митрополии, одного из самых консервативных и авторитетных людей нашей Церкви, митрополита Климента (Капалина) на имя которого руководство Первого канала отправило официальное письмо, которое он одобрил и дал благословение отцу Фотию участвовать в проекте. Если кто-то считает, что духовно выше этих людей – Бог ему судья…
Оценивая его выступление, Александр Градский говорил о том, что увидел, зачем нужно выходить на сцену. Баста и его наставник Григорий Лепс были мужественны и скупы на слова. Говоря о второй участнике, он отметил, что тот с величайшим профессионализмом исполнил свою песню, которая самому Лепсу ни разу не давалась, но проголосовал за отца Фотия. Полина Гагарина не могла говорить, потому что готова была расплакаться. И даже Дмитрий Нагиев забыл про заготовленные шутки, потому что шутки кончились. Любите меня, человека, потому что я умру. Какие после этого могут быть шутки? Марина Цветаева. Реквием. Я обращаюсь с требованьем веры и просьбой о любви...
…Вспоминаю один вечер Великого поста. После вечерней мы сидим с отцом Фотием вдвоем в редакции, пьем чай с черным хлебом и молчим. Он задумчиво смотрит на сгущающиеся вечерние сумерки за окном и тихо говорит: Как же здорово служить в пост! В это время даже те, кого в храме редко встретишь, молятся вместе. Никогда такого единодушия не увидишь! Все друг за друга, все вместе, и с нами Христос. Как же это прекрасно!
опубликовано сегодня на портале "Православие и мир"



 


  • 1
Хорошо, Дионисий. Но вот в биографической части до ухода в монастырь пересластил. А чего прямую речь в кавычки не берешь?

Прекрасный пост!

Спаси Вас Господи!

Служение словом.

Здравствуйте, уважаемый Денис! Меня зовут Валерия. В самом начале Вы написали, что рассказывать будете не о таланте отца Фотия, а о других сторонах его жизни. А у меня давно зрел вопрос к Вам как раз о таланте. Скажите, каким образом человек может служить Богу словом? Я читаю Вас около года, Вы писали о том, как создавали православные газеты и писали в них материалы, да и сейчас занимаетесь тем же. Скажите, как Вы пришли к этому? И как можно вообще прийти к осознанию должного служения, если рядом нет духовного руководства, человека, который может подсказать? Вот есть способность (иногда кажется, что вообще единственная, больше и делать-то ничего не можешь), а как это на благо направить, не знаешь, особенно, когда живешь не в большом городе. Это как-то немного расстраивает и вводит иногда в отчаяние. Поделитесь опытом, если Вам нетрудно. Заранее благодарна!

Re: Служение словом.

Здравствуйте, Валерия!Я тоже родом из маленького городка Камышлова в Свердловской области и прекрасно Вас понимаю.Мою первую заметку в местной газете опубликовали, когда я учился в шестом классе.Но хотя я и учился в Тюменском университете на факультете журналистики, работать по специальности не собирался. Просто мне нравилось писать. Только с приходом в Церковь всерьез задумался о том, что я могу делать полезного, кроме того, чтобы ямы копать или петь на клиросе. Но писательство - вещь серьезная, и как христианин я знаю, что за каждое слово буду отвечать перед Господом.
Как сказал какой-то умный человек: "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести". Вы пишите, что у вас способности. Кто вам это сказал? Редактора, благодарные читатели? Только другие люди могут дать оценку нашим трудам, не мы. Не надо громких слов про служение: начните с малого - пишите интересные заметки о жизни и людях, что вас окружают у себя в блоге(где я не увидел пока ни одной записи), на фейсбуке или других социальных сетях. По реакции на ваши заметки вы будете видеть реакцию людей и свои ошибки. Напишите что-нибудь в местную газету. Потом спросите мнение редактора о вашей статье. И примите ее с благодарностью, даже если оно и не будет такой, какую вы ожидали.
Талант в любом деле - это всего лишь 5% успеха, 95% - это работа над собой и ежедневный кропотливый труд. Главное, верить в Бога и верить в свои силы, и работать, работать, работать... С легким сердцем и радостью, искренне и просто, так, чтобы понял всякий читатель. Вопрос ведь не о чем писать, а как.Я это так понимаю: честно, искренне и профессионально. И Господь не оставит и в свое время обязательно приведет вас туда, куда желает ваше сердце и исполнит все ваши сокровенные желания..
Если вы вышлите мне ваш электронный адрес, то я вам вышлю пару своих заметок, которые я писал для своих студентов из клуба журналистики. Успехов!

Re: Служение словом.

О духовном руководстве: Вы спрашивайте, где найти духовное руководство? В храме, конечно! Там Господь и Его служители. Но не стоит слепо вверяться первому попавшемуся батюшке, походите на исповедь, пообщайтесь с ним, поговорите на разные, не обязательно церковные и духовные темы. Узнайте его получше, и если почувствуйте сердечную симпатию и доверие к этому человеку, только тогда можете обратиться к нему за духовным руководством. Например, я до встречи со своим духовным отцом (которое произошло гораздо позже моего прихода в Церковь) руководствовался чтением святого Евангелия и трудами святителя Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, в чьих трудах можно найти ответы на любые вопросы из жизни современного человека. Почитайте митрополита Антония Сурожского, прп. Паисия Святогорца, они очень понятно и интересно пишут о практике духовной жизни.

Я родом не из города вовсе, у нас и десяти тысяч жителей нет. Вкратце о способностях - Мне это говорили всю школу и после школы те, кто читал, что я пишу. Блог у меня был, я вела его, пока не пришла в Церковь и поняла, что я пишу не то и не там. Хотя читатели были, комментарии, все в этом плане меня радовало и тешило самолюбие. А потом я вовсе перестала писать, хотя с разных сторон меня периодически спрашивали, а когда же я начну писать снова или просили что-нибудь почитать. Я как-то отказывалась, отнекивалась, пока мама (самый жесткий критик, кстати) не сказала, что я, кажется, закапываю то, что закапывать не надо.
Так получилось, что я недавно "загадала" - если человеку не понравится то, что я написала, я больше этим заниматься не буду вообще (а человек для меня представляет некий авторитет), но ему понравилось, и это поставило меня в больший тупик. На эти искания близкие люди говорят, что я еще молодая и времени много, не надо никуда торопиться и чего-то искать, но мне кажется это абсолютной ерундой - мы же не знаем, сколько нам отпущено времени на самом деле. Не быть полезным - страшно. А с духовным руководством все вообще очень трудно, у нас два священника на приходе, и я много раз пыталась поговорить с ними "по душам", но этого абсолютно не выходит, что меня и удручает. Кстати, удивительно, но как раз этих святителей я и стараюсь читать.
Спасибо за то, что делитесь личным опытом и советами! Куда мне прислать Вам адрес электронной почты? Не хотелось бы здесь писать.
А к Вам я обратилась именно потому, что Вы во всем этом опытнее меня, и потому, что в реальной жизни этого мне обсудить не с кем.
Спасибо большое!

адрес оставьте а комментариях

Доброго вечера!

С Новым годом Вас, Дионисий! Духовной радости, мира души, любви и щедрой помощи Господней Вам во всех трудах служения на благо нашей любимой Матери-Церкви!
Спаси Вас Бог за труды, - эту статью из "Православие и мир" помещала у себя, а потом ещё про победу о. Фотия: http://svetlyachok-vtk.livejournal.com/1298889.html, где потом пришлось взять удар на себя. Признаться, я была даже не готова к такому повороту: мирские невоцерковленные люди все остались ему очень благодарны, поддерживали и голосовали за него. А верующие люди очень негативно к этому выступлению отнеслись:
http://irina-fadeewa.livejournal.com/990653.html
http://irina-fadeewa.livejournal.com/992657.html
http://napravdestoy.livejournal.com/3716833.html

Re: Доброго вечера!

И вас с Новым Годом! Верующие бывают разные: после выступления о. Фития, мне написал один митрополит, что тронут поступком о. Фотия и будет за него молиться. А монахиня одного греческого монастыря попросила передать ему низкий поклон. А замечательный о. Артемий Владимиров написал, что выступление о. Фотия сделало для Церкви больше, чем все наши проповедники за год..

  • 1